Камчатский край, Петропавловск-Камчатский — краеведческий сайт о Камчатке

Аня Смелкова. Камчатское лето. Воспоминания московской студентки о туристической поездке на Камчатку

Анна СмелоковаОТ АВТОРА. Живу в Подмосковье. Сейчас учусь на 5-м курсе геофака МГОУ и пишу диплом о вулканических процессах на Камчатке.

Лето 2005 года — одно из самых необыкновенных в моей жизни — была на Камчатке! Авача, Дзензур, фумаролы, нарзаны Налычевского парка, евражки — это просто ЧУДО!

МОЕ первое знакомство с Камчаткой состоялось благодаря книге Е. К. Мархинина "Цепь Плутона". Это было издание 1973 года с потрясающими фотоиллюстрациями и трогательными проникновенными четверостишиями, которые так красочно передают атмосферу восхищения автором природой Камчатки.

Например:

Здесь, на мху сыром и мягком, пролегла тропа оленья.
Здесь несутся с гор высоких ледниковые ручьи.
И весь мир так чист и ясен, словно в первый день творенья.
И по долу раздаются голоса. Не знаю чьи…

Тогда, перелистывая страницы, я подумала, что когда-нибудь, может быть, через год, может, через два или через пять лет, но я обязательно увижу всё это своими глазами.

Но вскоре я узнала, что одна моя знакомая, педагог и турорганизатор в одном лице, будущим летом собирается со своей школьной группой в поход на Камчатку. Естественно, я изъявила желание войти в состав тургруппы.

Здесь началось долгое и кропотливое накопление "стартового" капитала, так как путь на Камчатку из Подмосковья неблизкий, а соответственно и недешевый. Постепенно к лету мне удалось собрать необходимую сумму (весьма небольшую, по современным расценкам), которой, благодаря грандиозным способностям О. А., нам хватило на проезд (точнее, на перелет туда и обратно), на внутримаршрутные переезды (в том числе на один перелет на вертолете, на поездку в кузове грузовика и т. п.) и на закупку продуктов на месяц.

И вот наступил долгожданный день, мы (группа из 22 человек) собрались в аэропорту "Домодедово" и через 9 часов были в аэропорту "Елизово".

КАМЧАТКА встретила нас потрясающим воображение пейзажем: величественные горы с белыми шапками снегов на фоне сумрачно-серого неба. Для человека, родившегося и выросшего на Восточно-Европейской равнине, даже предгорья Кавказа в Краснодарском крае, не превышающие полутора тысяч метров, показались Горами с большой буквы, что уж говорить о Камчатке.

Камчатские горы. Фото А. Смелковой

Камчатские горы

Из аэропорта мы на автобусе отправились к вулкану Авача. Планировалось доехать до подножия, но автобус забуксовал в снегу, и мы, отпустив его с миром, устроились на ночлег среди зарослей кедрового стланика у ручейка, мирно журчащего среди снега.

Вечер. Вид на Корякский вулкан (сосед Авачи). Фото А. Смелковой

Вечер. Вид на Корякский вулкан (сосед Авачи)

Вообще-то, по-моему, туда следовало бы запретить проезд автотранспорта, за исключением особых случаев, ведь даже проезд одного автомобиля наносит непоправимый ущерб природе…

На следующее утро мы продолжили продвижение к Аваче пешим (наиболее экологически чистым) "транспортом".

У подножия Авачинского вулкана. Фото А. Смелковой

У подножия Авачинского вулкана

Вскоре мы были на месте и имели честь познакомиться с четвероногими "местными жителями" — евражками (дальневосточное название сусликов. — Ред. сайта), которые безбоязненно суетились около наших вещей, а один даже умудрился обгрызть горбушку буханки черного хлеба, которую я, ни о чем не подозревая, оставила без присмотра…

Евражка. Фото А. Смелковой

Евражка

На следующий день было "триумфальное восшествие" на Авачу!

На подъеме к вершине Авачи. Фото А. Смелковой

На подъеме к вершине Авачи

Сначала всё было хорошо, но потом, когда большая часть пути была пройдена, навалился такой густой туман, что ничего не было видно на расстоянии двух метров. Согласно технике безопасности, мы вынуждены были повернуть, КАК БЫ ОБИДНО НАМ НИ БЫЛО! Впоследствии мы узнали, что идти оставалось не более 20 минут…

Потом было еще много чего такого, о чем можно рассказывать бесконечно…

Это и Дзензур, и фумаролы, и горячие источники в Налычево (Горячереченские и Таловские). Особо запомнился "домик" с нарами и буржуйкой на Таловских! Огромное впечатление произвел радиальный выход на нарзанные источники. И конечно же, никогда не забудется медвежья тундра с жимолостью!

Налычево. Центральный кордон. Фото А. Смелковой

Налычево. Центральный кордон

Грифон Иванова. Фото А. Смелковой

Грифон Иванова

Термальный ручей в Налычево. Фото А. Смелковой

Термальный ручей в Налычево

ОТДЕЛЬНО скажу о людях, встретившихся нам на Камчатке. Во время одного из "выходов" на горячие источники (так называемые "лужи") в Налычево нам встретилась женщина средних лет, с мальчиком 7–10 лет, оказавшимся ее внуком. Между нами завязалась беседа, и она вкратце рассказала нам свою историю приезда на Камчатку. Будучи родом из Сибири, она студенткой геологоразведочного приехала на Камчатку на практику — и решила для себя, что хочет жить только здесь. И после окончания вуза переехала.

Естественно, такой рассказ вызвал у нас уважение и восторг.

Затем так же, совершенно случайно, мы разговорились о красотах Камчатки с каким-то мужчиной, который, выслушав нас, дал нам несколько обстоятельных советов, куда именно нам необходимо совершить радиальный выход.

Вероятно, какой-то волонтер, подумали мы. Впоследствии мы узнали, что это был небезызвестный на Камчатке В. И. Меньшиков (директор дирекции природных парков Камчатской области. — Ред. сайта.).

Еще одно знакомство произошло в музее Налычево. Наши руководители разговорились с руководителем другой группы, который дал несколько советов о том, какие еще достопримечательности наиболее целесообразно и доступно посетить с ограниченным количеством финансов и времени, и дал свой телефон и адрес, на всякий случай.

А наш поход тем временем подходил к концу. Последние два-три дня планировалось провести на берегу океана. Но циклон нарушил эти планы, ветер был такой силы, что казалось: еще немного — и он прорвет полотнище палатки. Прикинув все "за" и "против" и испробовав несколько альтернативных вариантов, мы всей группой (предварительно позвонив и получив приглашение), с огромными рюкзаками, грязные и промокшие, ввалились в квартиру радушного хозяина (того самого случайного знакомого из музея). За время, проведенное там, мы не заплатили ни копейки. Из соображений корректности я не называю его имени и фамилии, но, пользуясь случаем, хочу сказать:

Уважаемый... Если Вы случайно прочтете эту заметку, разрешите еще раз поблагодарить Вас за оказанное гостеприимство от лица всей московской группы из 22 человек, два дня занимавшей вашу квартиру в Петропавловске.

ЗАТЕМ были экскурсии по городу, в областной краеведческий музей, в музей боевой славы и, конечно же, поездка к океану…

Океан произвел незабываемое впечатление. Огромные сине-зеленые волны, бьющиеся о берег, пепельно-серый песок, на котором белели раковины двустворчатых моллюсков и обломки скелетов морских ежей… Восторг не смогли испортить ни пластиковые стаканчики и пустые бутылки, которыми было "припорошено" побережье, ни скалы на заднем плане, покрытые надписями типа "здесь были мы".

Океан, такой безбрежный, прекрасный и такой беззащитный перед натиском человеческой цивилизации. Страшно представить себе, что может произойти, если люди не перестанут видеть в прибрежных пограничных территориях только стратегические и промысловые объекты…

КОНЕЧНО, многие, прочитав мои заметки, могут сказать, мол, какие-то наивные восторженные впечатления, не имеющие ничего общего с суровой реальностью. Прекрасная природа, замечательные люди — впечатления "заевшихся" московских туристов, основанные на беглом рассмотрении ситуации.

Поверьте, это не так, я понимаю и знаю, что жизнь камчатцев далеко не сказка. Более того, жителям столичного региона не хуже, чем другим, знакомы низкие и нерегулярные зарплаты, мизерные пенсии, перебои с отоплением, высокие тарифы коммунальных платежей, экологические проблемы и т. п. Благополучной и процветающей Москва и область кажутся только на первый взгляд. Но какой бы тяжелой ни была ситуация, это не повод для того, чтобы не замечать то прекрасное, которое, несмотря ни на что, всё еще окружает нас.

Именно поэтому я снова и снова хочу сказать спасибо всем тем, благодаря кому мне посчастливилось побывать в этом прекрасном месте! Также хочется пожелать всего наилучшего всем жителям Камчатской области!

Отдельно хотелось бы пожелать здоровья и сил сотрудникам сферы охраны природы. Сейчас, когда в сферу ООПТ (особо охраняемых природных территорий. — Ред. сайта.) начинает активно проникать коммерческий вирус, на ваши плечи легли тяготы борьбы за классические принципы заповедного дела. В связи с чем разрешите еще раз пожелать вам успехов в вашем благородном деле охраны природы.

ВСЁ когда-нибудь кончается. Подошел к концу и наш поход. За несколько дней до его окончания погода, до того радовавшая нас ярким солнцем, обрушилась шквальным ветром и дождем. Наши школьники, к тому времени уже соскучившиеся по домам, обсуждали скорое возвращение и радости столичной жизни, а я удрученно обдумывала одну мысль: а что, если нелетная погода? На недельки бы так на две? Но это были только мои фантазии. 19 августа мы были в аэропорту "Елизово", а спустя 9 часов — в Москве.

Так прошел мой первый, но, дай Бог, не последний визит на Камчатку.

P. S. Вскоре я была дома, начался новый учебный год в вузе. И уже в середине 4-го курса предстояло выбрать тему диплома. И как ни странно, я вовсе не планировала писать диплом о Камчатке. Даже сопротивлялась поначалу. Но теперь всё вроде встало на свои места. 5-й курс весь проходит "под знаком Камчатки": недавно сдала курсовую "Экономико-социальные проблемы Камчатской области", теперь занимаюсь дипломом и строю планы о работе в каком-нибудь ООПТ Дальнего Востока или Сибири... 

 

Февраль 2007 года.
Фото автора.
Публикуется впервые; с разрешения автора.