Камчатский край, Петропавловск-Камчатский — краеведческий сайт о Камчатке

В. Семенов. В Долину гейзеров через озеро Кроноцкое (ностальгические записки об одном путешествии 1976 года)

Камчатское лето 1976 года выдалось дождливым, но кто об этом мог знать заранее...

Еще осенью мы с друзьями решили побродить летом пару недель по Кроноцкому заповеднику. Заранее запаслись разрешающими документами в дирекции заповедника и, главное, гостеприимным приглашением нашего старого друга, егеря, живущего в Долине гейзеров, Виталия Николаенко.

С Виталием Александровичем мы к тому времени были достаточно давно знакомы и не раз до этого помогали ему в обустройстве дальних кордонов его вотчины. Короче говоря, строили избушки.

Как-то в феврале Виталий позвонил мне в канун выходного дня и попросил помочь в погрузке-разгрузке. Заповедником был арендован вертолет Ми-8 на целый световой день. В Жупанове, тогда уже покинутом поселке, забили под жвак вертолет бревнами, досками и столяркой от заранее разобранного жилого дома и забросили это добро в Долину, на Узон и в устье Шумной. Из этого облета мне запомнилось, что пилоты потребовали перерыва на обед и мы, между делом, слетали в Мильково, где в буфете аэропорта поели великолепных пельменей.

Подошло лето. Отпуска у нас начинались в июле, и к этому сроку мы полностью были экипированы и готовы к походу. Мы — это я с женой Людмилой, Валерий Трофимович Кравченко (многие, конечно, знают этого известного на Камчатке музыканта, педагога, писателя, журналиста, фотографа) с женой Анной и Валерий Скребков, работавший тогда музыкальным руководителем ансамбля "Мэнго". Осталось найти оказию в Долину.

Тут-то нас и поджидали проблемы. Плановых бортов в Долину гейзеров в тот момент не было, да и такую ораву вряд ли бы взяли в вертолет. Но нам повезло: из Халактырского аэропорта гидрологам, живущим на берегу Кроноцкого озера, отправляли горючее. На каждый борт самолета Ан-2 (а их всего должно было быть пять) к грузу (по четыре бочки с бензином и соляркой) полагался сопровождающий, каковыми мы к взаимной радости согласились быть.

Предполагалось, что самолеты доставят горючее на полевой аэродром между Кроноцким вулканом и берегом Тихого океана. Топать оттуда до Долины предстояло километров сто, но это как раз не пугало — до этого в тех местах никто из нас еще не был.

И тут погода преподнесла первый сюрприз. Зарядили дожди, туманы, нелетная погода. Каждое утро мы в полной экипировке приезжали в Халактырку и ждали вылета.

В аэропорту познакомились с известным артистом Сергеем Юрским, который тоже хотел слетать в Долину гейзеров. Три дня играли с ним в шахматы в зале ожидания и беседовали "за жизнь", затем он улетел в Москву. Дней через десять сдался и Валера Скребков, у него заканчивался отпуск. Тут к нашей компании присоединился Александр (фамилию не помню), молодой офицер из Подмосковья. Мы познакомились с ним, когда он обескураженно стоял у билетной кассы, где ему объяснили, что его воинское требование, выписанное до поселка Жупанова, не имеет силы, так как поселка как такового уже не существует. Расстроенного парня, жаждавшего побывать в Долине гейзеров, пригласили присоединиться к нам.

В первый же солнечный день без проблем добрались до Кроноцкого вулкана. Этот вулкан (3528 метров, чуть повыше знакомого всем Корякского) — один из красивейших на Камчатке — имеет идеально пирамидальную форму и славится обилием снежных баранов.

Выгрузили бочки и уже собрались идти к озеру, когда из лесочка вдруг выехал старенький грузовик ГАЗ-51. Это гидрологи, извещенные о доставке груза по рации, приехали за топливом. Боже, что это была за машина! Без аккумулятора, без фар, с неработающими тормозами. Тем не менее, нас лихо доставили на ней до кордона, а это более 30 километров.

Полевой аэродром у Кроноцкого вулкана

Вид на Кроноцкий вулкан с вершины вулкана Крашенинникова

Настороженно сначала принявшие нас ученые оказались очень приятными в общении людьми, накормили и устроили на ночлег в своих домиках.

Запомнился плакат в их столовой: "Плохо поешь — плохо поработаешь. Хорошо поешь — хорошо поспишь!".

Вечером мы сходили в заброшенный поселок, выстроенный когда-то для строителей планировавшейся на реке Кроноцкой гидроэлектростанции. Река, вытекающая из озера и впадающая в Берингово море, очень быстрая, полноводная и порожистая. Гул стоит возле нее дикий. Как нам сказали, проект был заморожен. Да и действительно, озеро заповедное, нерестовое, к тому же куда электроэнергию-то девать в этом медвежьем углу?

Кстати, мишек там много и, возвращаясь из поселка к озеру по узкой тропе в чаще кедрача, мы усиленно шумели, дабы спугнуть нежданных гостей. Разойтись с "хозяином" на узенькой дорожке было бы невозможно.

Само озеро Кроноцкое поразило нас своеобразной красотой. Второе по величине на Камчатке, оно уступает только озеру Нерпичьему близ Усть-Камчатска. Представьте — равнобедренный синий треугольник со сторонами около 20 километров (глубина озера местами свыше 120 метров), многочисленные острова (их больше десятка), хаотично расположенные по озеру, вызывают ассоциацию с японским садом камней в Киото.

Наутро гидрологи (что бы мы без них делали?) перевезли нас на моторке на другой берег реки, и мы распрощались

Начался нудный тягун — подъем по руслу сухого ручья на шлаковое плато кальдеры вулкана Крашенинникова. С края плато, обрамленного остроконечными скалами, открылся великолепный вид на озеро. Насколько же богата красивейшими местами наша Камчатка!

Это плато, где из шлака торчат бесформенные останцы лавовых потоков, знаменито тем, что здесь когда-то испытывали "Луноход-1". Пейзаж там действительно лунный. Растительность и вода практически отсутствуют. Потому перед ночевкой мы сбегали на склон Крашенинникова за снегом, накопали сухих корневищ рододендронов для костра и, укрывшись палатками (стоек не было), переночевали в этом странном месте.

Вид на Кроноцкое озеро

Подъем в кальдеру вулкана Крашенинникова

Наутро поднялись на вулкан (1856 метров над уровнем моря).

Когда-то в Институте вулканологии я видел крупный снимок кратера этого вулкана, сделанный с воздуха. Кратер представляет собой два концентрических гребня с шлаковым "пупком" внутри. Вот и довелось увидеть эту красоту воочию, правда, не в таком выгодном ракурсе.

Вниз скатились кубарем по снежнику, свернули бивак и пошли в направлении сопки Тауншиц.

Неожиданно на тропе встретили идущую навстречу девушку. Она представилась сотрудницей заповедника и, нимало не испугавшись нас, потребовала предъявить документы на право посещения этих мест. Документы у нас были в порядке, и мы мирно разошлись, выпытав у девушки сведения о дальнейшем пути.

Кстати, ни карты, ни крок, ни компаса у нас не было. Шли по наитию, придерживаясь тропы. В итоге в каком-то туманном распадке тропу потеряли. Эта потеря стоила нам полдня. Пришлось "разведчикам" лезть на ближайшие сопки и высматривать дальнейший путь.

Заночевали у безымянного ручья возле сопочки, сплошь покрытой многолетними зарослями родиолы розовой (золотого корня). Прямо как специально посаженная плантация, и запах роз стоит.

Остановка на ночлег

Валера Кравченко и Люда Семенова на перевале

На следующий день спустились в Долину смерти, как назвал это место Николаенко, открывший его незадолго до нашего похода. Небольшой распадок, в котором явственно ощущался запах сероводорода, изобиловал трупами животных. Мы насчитали семь медведей разных сроков "лежалости", несколько зайцев и лис, множество ворон и разной пернатой мелочи. Как позже объяснил нам Виталий, в этом гиблом месте из земли бьют газовые фумаролы. В безветренные дни ложбина заполняется смертельно опасным газом. Даже крупных животных, нюхнувших газа, парализует, и они погибают.

Для незадачливых туристов, забредших сюда, Николаенко поставил придуманный им знак: зачеркнутый красным крестом отпечаток подошвы.

Саша, Люда и Анна Кравченко в Долине смерти. Под ногами останки медведя

Последнее предупреждение (в Долине смерти)

Мы поспешили покинуть это опасное место.

И вот наконец северный гребень Долины гейзеров. Долина далеко внизу, но спуск по этому склону очень крутой, тропы нет. Поэтому решили обойти борт вокруг и спуститься по знакомому маршруту через бывший приют "Горное плато". К вечеру мы уже обнимались с хозяином Долины.

Вид на Долину гейзеров с северного борта

Избушка Виталия Николаенко в Долине гейзеров (увы, давно сгоревшая)

Как оказалось, мы были не единственными гостями в этом заповедном уголке. Рядом с избушкой Виталия стояли палатки группы ученых и студентов-биологов из Томского государственного университета. Приняли нас очень радушно, и к ужину была вскрыта запаянная жестяная банка из-под 35-миллиметровых фильмов, в которой у Виталия хранился НЗ спирта.

Обрадовалась нам и Дона — огромная московская сторожевая, верная спутница Виталия.

Горожане помнят историю, когда эта собака пропала в Петропавловске и ее искали через прессу. Тогда она и нагуляла потомство от неизвестного "супруга".

Ватага лохматых щенят была совершенно неуправляемой и вечно голодной. Сколько раз они утаскивали у нас на съедение мыло при утреннем умывании! Хозяин кормил их "борщом" из шеломайника, приправленным комбижиром, благо какие-то военные презентовали Виталию целую бочку этого малосъедобного продукта. Биологи жаловались, что щенята воруют у них мышек-полевок, которых они ловили для опытов с помощью жестяных воронок, установленных в конце специально прорытых в дерне траншеек.

Смешным показалось, что одного из щенят звали Брет, а другого Гарт, в честь американского писателя-романтика.

Позже Николаенко сшил доху из шкур этих щенят и, распахивая ее, показывал:

— Это Зяма, это Брет…

Псиной от дохи пахло невероятно, но когда Виталий опрыскал ее целым флаконом одеколона "Красная Москва", это амбре стало вообще непереносимым.

На следующий день мы с Николаенко отправились к останкам бывшего приюта "Горное плато", существовавшего в 70-е годы Всесоюзного туристического маршрута "Долина гейзеров" за стройматериалами. Поднявшись на плато и спугнув по пути несколько медведей, с шумом убежавших от нас, мы обнаружили остатки приюта: обветшалый домик со следами пребывания в нем мишек и десяток дощатых поддонов, на которых некогда стационарно стояли палатки. Поплевав на руки, начали разбирать поддоны.

Это был Клондайк! Под поддонами скопилась куча разных предметов, провалившихся некогда в щели между досками: монеты, брошки, кольца, множество значков и всякая всячина. Только монет мы насобирали полную кефирную бутылку, неизвестно кем принесенную сюда, за сотню километров от Жупанова. Денег оказалось не один десяток рублей.

Приготовив разобранные доски к транспортировке вертолетом, мы с Виталием благополучно вернулись в Долину.

Виталий Николаенко, Саша и автор. Собираемся на "Горное плато"

У гейзера "Первенец"

Завершая туристскую часть программы этого похода, мы обследовали все потаенные уголки Долины и сделали вылазку на Узон.

На спуске в кальдеру вулкана Узон меня поразило, что в только что зародившемся ручейке, у самого снежника, дающего ему жизнь, плескались мальки то ли гольца, то ли обитающей на Узоне популяции непроходного лосося. (Крупный водопад, появившийся на некогда изменившей свое русло в результате сильного землетрясения реке Шумной, вытекающей из озера в кальдере, преградил путь в океан лососю, родившемуся в озере. Эта рыба в кальдере размножилась необычайно.)

И, конечно, незабываемое впечатление оставило купание в бездонном горячем озере, поверхность которого покрыта серыми пузырями вздувшейся пены. Снизу поднимаются пузырьки сероводорода, а под тобой — бездна…

Но все наши дальнейшие планы по обустройству кордонов, да и не только эти, нарушила непредсказуемая камчатская погода. Это был второй сюрприз. На этот раз мы не могли вернуться в Петропавловск. На начало августа мы с женой купили авиабилеты до Фрунзе, хотели отдохнуть на Иссык-Куле, мечтали об этой поездке всю холодную камчатскую зиму. И тут такая незадача.

Через неделю проливных дождей в Долине гейзеров мы заскучали, через две тихо с супругой отпраздновали посадку в самолет и вылет во Фрунзе. Связь с городом по какой-то причине отсутствовала, и мы представляли себе беспокойство родителей, которым оставили на попечение маленькую дочь.

Череда этих серых дней оставила впечатление бездарно проведенного времени. Наши продукты заканчивались, а жить на иждивении Николаенко не хотелось.

И вот первый погожий день. Мы его ждали двадцать (!) дней. На первом же вертолете, привезшем каких-то высоких гостей, мы вернулись в город. Так закончилась эта давняя вылазка в Кроноцкий заповедник.

P. S. Виталий Александрович Николаенко, легендарный лесник Кроноцкого заповедника, известный исследователь камчатских медведей и фотограф (его фотоальбом, посвященный мишкам, был издан в Японии), практически безвыездно проживший в Долине гейзеров более 30 лет, трагически погиб в декабре 2003 года. Его задрал во время одиночного маршрута по заповеднику медведь-шатун...

В. А. Семенов.
Фото автора (сканировано со слайдов 1976 года)