Камчатский край, Петропавловск-Камчатский — краеведческий сайт о Камчатке

Семенов В. А. История проектирования и строительства агиттеплохода "Корчагинец". О коллективе отдела модернизации флота Камчатского филиала ЦПКТБ ВРПО "Дальрыба"

Удивительно, как много воспоминаний может навеять старый снимок…

Немногим более 25 лет назад, 30 апреля 1981 года, Александр Дмитриевич Халецкий сфотографировал коллектив отдела модернизации флота Камчатского филиала Центрального проектно-конструкторского бюро (ЦПКТБ) ВРПО "Дальрыба". На фотографии — радостные и озабоченные лица на фоне переходящего Красного знамени, которым к 1 Мая был награжден отдел за успешное выполнение проектных и строительных работ по переоборудованию БМРТ "Каргополь" в агитационно-пропагандистский теплоход "Корчагинец".

Захотелось освежить воспоминания об этом событии.

Коллектив отдела модернизации флота Камчатского филиала ЦПКТБ ВРПО "Дальрыба". 30 апреля 1981 года

Коллектив отдела модернизации флота Камчатского филиала ЦПКТБ ВРПО "Дальрыба",
30 апреля 1981 года
Стоят: Максименко Олег Николаевич, Антонов Юрий Олегович, Сорокин Виктор Петрович, Подоспеев Олег Степанович, Филиппов Александр Александрович, Боровиков Дмитрий Григорьевич, Курин Геннадий Кондратьевич; сидят: Дмитриева Людмила Николаевна, Давыдова Елена Владимировна, Александрова Валентина Николаевна, Крылова Татьяна Владимировна, Кретов Александр Владимирович, Семенов Владимир Аркадьевич (отсутствуют на снимке работники отдела: Авдашкин Алексей Васильевич, Приходько Сергей Васильевич, Халецкий Александр Дмитриевич, Криницкий Игорь Евгеньевич)
Фото А. Д. Халецкого

Пытаясь найти в Интернете сведения о "Корчагинце", я натыкался лишь на отрывки воспоминаний участников агитрейсов. Их я приведу ниже, но о том, что из себя представляло уникальное, единственное в мире агитационно-пропагандистское судно, как оно строилось, в какие сроки, сколько было привлечено к этому сил и средств, найти во Всемирной паутине не удалось.

Вот и решил немного восполнить этот пробел своими воспоминаниями.

В 1980 году я работал в судомеханическом секторе отдела модернизации флота Камчатского филиала ЦПКТБ ВРПО "Дальрыба". Пришел в этот коллектив после окончания Камчатского филиала "Дальрыбвтуза" в 1974 году и за 6 лет вырос от конструктора III категории до ведущего конструктора. Ныне этого бюро, самого мощного в те времена конструкторского коллектива на Камчатке, уже не существует.

В нашем отделе было два сектора: судокорпусной и судомеханический. Первый возглавлял Алексей Васильевич Авдашкин, второй — Геннадий Кондратьевич Курин. Бессменным начальником отдела модернизации флота (все называли отдел сокращенно — ОМФ) был Олег Степанович Подоспеев.

Отдел решал множество проблем по модернизации судов баз флотов ПО "Камчатрыбпром". Для корпусников одной из основных задач было проведение опытов кренования камчатских судов после переоборудования или модернизации и составление на их основе с помощью вычислительного центра ЦПКТБ объемных "Информаций об остойчивости судов для капитана". Судомеханический сектор выполнял конструкторские работы по замене главных и вспомогательных двигателей судов, машинно-котельному оборудованию, технологическим машинам и аппаратам, рыбопромысловым и палубным механизмам и пр.

Таким был я во времена авторского надзора над строительством "Корчагинца"

Таким был я во времена авторского надзора над строительством "Корчагинца"
1981

Работы всегда хватало. Сроки проектных работ, как правило, ставились жесткие, но отдел с этими задачами справлялся. Довольно часто приходилось выезжать в командировки на побережье Камчатки, в дальневосточные города Находку и Советскую Гавань. Мизерные оклады и редкие премии не убавляли нашего оптимизма и веры в светлое будущее. Мы тогда строили коммунизм, и никто не сомневался в его реальности.

Летом 1980 года коллектив бюро собрали начальник ЦПКТБ Иван Иванович Гузь и главный инженер Александр Шульмин и объявили, что по инициативе ЦК ВЛКСМ Правительством СССР перед нами поставлена задача: спроектировать и построить для Камчатки агитационно-пропагандистское судно (АПС). Название судну уже было придумано — "Корчагинец". Срок выполнения проектных работ — вчера. Судно должно быть готово к дню открытия XXVI съезда КПСС — 23 февраля 1981 года.

Первоначально предполагалось переоборудовать в АПС принадлежащий камчатской базе океанического рыболовства большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) "Николай Островский". Это было бы символично: понятия Островский и Корчагин были очень близки духу того времени. Однако в дальнейшем переиграли, и было решено за основу для АПС взять старенький БМРТ пр. 394а "Каргополь".

В силах и средствах для решения поставленной задачи нас не стесняли. Для быстрейшего проведения проектных работ на Камчатку приехали специалисты-конструкторы из Владивостока, Сахалина, Клайпеды и других городов.

Проектным заданием предусматривалось, что АПС "Корчагинец" будет выходить в агитационно-пропагандистские рейсы непосредственно в экспедиции рыбопромысловых судов и вести там комсомольскую, пропагандистскую, культурную работу. Для рыбаков и моряков, ступивших в море на борт "Корчагинца", предлагалась обширная программа: лекции, концерты, спортивные состязания, фильмы, зубоврачебные услуги, книжные и продуктовые магазины, возможность радио- и телеграфной связи с Большой землей, развлечения в зале игровых автоматов и многое другое.

Таким образом, на первом этапе проектирования мы должны были разместить на переоборудованном БМРТ:

— киноконцертный зал на максимально возможное число зрителей, со сценой, оборудованной цветомузыкальной установкой;

— спортивный зал с возможностью игры в волейбол, баскетбол, настольный теннис, проведения соревнований по стрельбе из пневматической винтовки;

— кабинет комсомольской работы;

— библиотеку с читальным залом;

— студию звукозаписи;

— зал игровых автоматов;

— зубоврачебный кабинет;

— магазин со складом товаров;

— книжный киоск;

— дополнительные каюты для начальника агитрейса и его помощников, лекторов, артистов и пр.;

— видеоаппаратную;

— радиорубку;

— помещение для кондиционеров воздуха

и многое другое, чего сейчас уже не упомнишь…

Судно после переоборудования должно было быть предъявлено Морскому Регистру Союза ССР и получить соответствующий класс, пройти ходовые испытания, чтобы к XXVI съезду выйти в первый полноценный рейс.

Основные технические характеристики судна должны были остаться такими:

  • водоизмещение — 3500 тонн;
  • мощность главного двигателя — 2000 л. с.;
  • скорость полного хода — 11 узлов;
  • автономность плавания — 90 суток.

Сразу начались эскизные проработки проекта. Киноконцертный зал на 85 посадочных мест было решено разместить на главной палубе в кормовой части судна, спортивный зал — в бывшем рефрижераторном трюме, дополнительные помещения — в новых надстройках на верхней и шлюпочной палубах.

Шеф-наладчик кондиционеров из Калининграда

Шеф-наладчик кондиционеров
из Калининграда
1981
Фото автора

Так как предполагалось, что судно будет ходить и в южные широты, все новые помещения должны были быть оборудованы системой кондиционирования воздуха. Это стало одной из сложнейших задач, решенных коллективом ОМФ. Сейчас даже страшно вспомнить, какое количество патрубков, переборочных стаканов, длиннющих воздуховодов было рассчитано и вычерчено мною. Два мощных кондиционера, применяемых до этого только в военном ведомстве, были доставлены самолетами из Калининграда. С ними прилетел и шеф-наладчик, который здорово помог нам в их установке и отладке (ни имени, ни фамилии его не помню, осталась только фотография). В дальнейшем, после рейсов "Корчагинца" во Вьетнам, мне приходилось слышать лестные отзывы о работе "кондишина" на судне.

Переоборудование "Каргополя" началось с демонтажа лишнего оборудования в трюмах, машинном и рефрижераторном отделениях, рыбоконсервном цехе и на палубах. За дело взялись бригады Петропавловской судоремонтной верфи им. В. И. Ленина (СРВ). Эти работы были сделаны по-ударному, и полупустой "Каргополь" опасно всплыл у стенки причала СРВ, утратив остойчивость. В дальнейшем, после установки дополнительных надстроек на верхней и шлюпочной палубах, метацентр судна поднялся еще выше, и расчетами было определено, что судно требует укладки десятков тонн твердого балласта. Чугунными чушками забили все днищевые танки, уложили их в туннеле под валопроводом, обязали капитана всегда держать жидкий балласт в оставшихся пустыми танках. И все равно в итоге парусность судна возросла, запас остойчивости тоже оставался минимальным.

Первый капитан "Корчагинца"

Первый капитан "Корчагинца"
1981
Фото автора

Олег Степанович Подоспеев определил меня в конце 1980 года ответственным за авторский надзор над переоборудованием "Каргополя". Теперь мое рабочее место было на СРВ — на переоборудуемом судне, в цехах, в диспетчерской отдела главного строителя СРВ. Строителем (прорабом) судна был назначен Геннадий Бацын. Первым капитаном стал О. Воликов (я мог и переврать фамилии, пусть меня поправят, кто помнит).

В три смены на "Корчагинце" трудились бригады корпусников, механиков, трубопроводчиков, электриков, радистов, отделочников судоверфи. Наши чертежи не поспевали доходить до исполнителей, поэтому мне, знавшему новые системы практически наизусть, приходилось идти впереди бригад с рулеткой и мелом рисовать в нужных местах на переборках позиции прохода труб, воздуховодов, электрических кабелей и их трассировку внутри помещений. Воплощалось в металл все настолько быстро, что права на ошибку я не имел. Если ткнул мелом в переборку, то уже через тридцать минут там был вварен переборочный стакан или кабельная коробка и бригады уже присоединяли к ним патрубки и кабели. С тех времен сохранилась в памяти досада: бегая с распущенной рулеткой по судну, я сгубил две дефицитнейшие по тем временам японские рулетки, подаренные тестем. Ленты попадали на оголенные части сварочных кабелей и, замыкая цепь между кабелем и палубой, буквально сгорали у меня в руках.

На борту строящегося "Корчагинца"

На борту строящегося "Корчагинца"
1981
Фото автора

Много головной боли доставила теплоизоляция помещений, как новых, так и старых, ободранных до железа при зачистке судна.

Самое интересное, конечно, творилось в новом помещении видеоаппаратной. Там мы впервые увидели воочию студийный видеомагнитофон (размером с солидный платяной шкаф) и чудо техники 1980-х годов — отечественный портативный видеомагнитофон. Москвичи, привезшие и монтировавшие это оборудование, прихватили с собой кассеты с зарубежными мультфильмами, и мы впервые познакомились с запретной в те времена западной кинопродукцией. В аппаратной также стоял агрегат, оцифровывающий кинофильмы. В обыкновенный 16-миллиметровый киноаппарат заряжалась кинопленка, фильм проецировался на матрицу, которая преобразовывала световое излучение в видеосигналы. В этой же рубке установили пульт управления уникальной для того времени спутниковой телеантенной. Таким образом, из видеоаппаратной на телевизоры, установленные в каютах, можно было подать изображение ТВ со спутника или близлежащего ретранслятора, показать видеозапись или видеофильм, продемонстрировать фильм с 16-миллиметровой пленки.

В зале игровых автоматов установили неведомые нам тогда агрегаты, позволявшие играть в торпедирование кораблей, почувствовать себя автогонщиком и т. п. Устанавливали и отлаживали их также командированные специалисты.

Перед митингом по сдаче "Корчагинца" главный строитель СРВ Е. Б. Райцын (справа) и его помощник строитель Г. С. Бацын

Перед митингом по сдаче "Корчагинца"
главный строитель СРВ Е. Б. Райцын (справа) и его помощник строитель Г. С. Бацын
1981
Фото автора

Вычищенный от второго дна до главной палубы рефтрюм превратился в небольшой спортзал, а бывший рыборазделочный цех — в киноконцертный зал. Мебель для него и других новых помещений доставляли самолетами из крайней западной точки СССР — города Ужгорода. За сценой установили огромный цветомузыкальный экран, разработанный и изготовленный каким-то ленинградским молодежным объединением. Сотни разноцветных лампочек выдавали на матовый экран в синхрон с музыкой завораживающие сполохи красок.

Когда на судне было смонтировано основное оборудование, мы приступили к опыту кренования судна, чтобы определить его остойчивость и выдать рекомендации по укладке твердого балласта. Главным в этом опыте являлся уникальный прибор — инклинограф. Судно вывели на чистую воду в акватории судоверфи и произвели замеры высоты надводного борта в разных точках. Этим определили осадку, что позволяло по чертежам рассчитать водоизмещение судна. В трюм в добровольно-принудительном порядке загнали сотни полторы курсантов Петропавловск-Камчатского мореходного училища. Каждого из них тщательно взвесили.

Инклинограф — самописец, позволяющий получить диаграмму затухающих колебаний при качке судна, — разместили в ходовой рубке строго в диаметральной плоскости судна. В трюме провели две линии, параллельные диаметральной плоскости судна, на одинаковом расстоянии от нее. Курсантов в трюме выстроили вдоль одной из этих линий. При этом судно получило заметный крен. По команде из рубки мореходцы перебегали на другой борт и выстраивались по прочерченной там линии. Около 10 тонн живой массы раскачивали судно, перебегая с борта на борт, а инклинограф фиксировал поведение судна при этом. Мучили курсантов около шести часов, пока не получили инклинограммы, годные для расчетов остойчивости судна.

Митинг по сдаче "Корчагинца"

Митинг по сдаче "Корчагинца"
1981
Фото автора

В дальнейшем, после укладки твердого балласта, кренование повторили, и курсанты, уставшие от этих экзекуций, начали хулиганить — катать друг друга на закорках, игнорировать команды из рубки и прочее, так что пришлось их приструнить с помощью их же преподавателей.

На ходовые испытания судна мы вышли в Тихий океан в начале февраля 1981 года. Капитан грозился рвануть в сторону Аляски и раскачать судно так, чтобы удостовериться, что оно будет остойчиво при любой загрузке. Так он и поступил. Нашей же задачей было ввести в рабочий режим систему кондиционирования. Для этой цели получили 6 литров спирта. Две трехлитровые банки благородного напитка благополучно исчезли в желудках экипажа. Покачало нас двое суток действительно здорово, зато капитан удостоверился в положительных характеристиках судна.

После ходовых на судно десантировались маляры, отделочники, художники, дизайнеры из Москвы. За считанные дни внутренние помещения судна были декорированы с помощью разноцветной самоклеющейся пленки "Oracle" — тоже впервые нами увиденной. Стены спортивного зала украсили логотипами с прошлогодней Олимпиады-80, оформили зал игральных автоматов, стенды наглядной агитации. На обоих бортах с помощью пленки выклеили огромные буквы "Корчагинец" и украсили борта логотипами в красно-синих тонах. Работяги с СРВ сразу окрестили судно "попугаем".

Митинг по сдаче "Корчагинца". Выступает первый секретарь Камчатского обкома ВЛКСМ Валерий Кучеренко

Митинг по сдаче "Корчагинца"
Выступает первый секретарь Камчатского обкома ВЛКСМ
Валерий Кучеренко
1981
Фото автора

И вот сдача судна, торжественный митинг по передаче "Корчагинца". Новым владельцем судна стал Камчатский обком ВЛКСМ. Много теплых слов было сказано первым секретарем Камчатского обкома ВЛКСМ Валерием Кучеренко в адрес нас, проектировщиков, и строителей судоверфи.

В первый рейс "Корчагинец" вышел 11 апреля 1981 года.

Коллектив ОМФ за успешное выполнение правительственного задания получил премии и переходящее Красное знамя. Хлопотами Камчатского обкома ВЛКСМ мне, бывшему тогда к тому же комсомольским вожаком ЦПКТБ, вручили Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ.

Про дальнейшую судьбу "Корчагинца" могли бы рассказать начальники агитрейсов, бывшие работники обкома комсомола Камчатки, члены экипажа судна. У меня же довольно скудные сведения об этом.

Знаю, что до 1989 года судном было совершено более десятка многомесячных агитрейсов. "Корчагинец" швартовался к плавбазам в рыбопромысловых экспедициях Берингова и Охотского морей, заходил в иностранные порты. Агитбригады набирал ЦК ВЛКСМ по всему Советскому Союзу.

Вот некоторые из воспоминаний, обнаруженных в Интернете:

…В 1986 г. ходил по Охотскому морю и Тихому океану на агиттеплоходе "Корчагинец" с группой артистов, выступая на рыболовецких судах и плавбазах…
(Юрий Цендровский. Сайт geo.web.ru/bards/Cendrovskiy/index.htm)

"Корчагинец" в бухте Русской. Камчатка

"Корчагинец" в бухте Русской
Камчатка

…Хорошо запомнился 1985 год, — вспоминает Валерий Горинцев — Тогда мы работали на теплоходе "Корчагинец". В составе большой украинской бригады мы давали концерты на рыболовецких судах, ходивших в Тихом и Северном Ледовитом океане. Помнится, как-то пришвартовались к судну. За бортом прилично штормит, концерт давать нужно, а артисты, люди сухопутные, лежат по каютам…
(Диско-клуб "Олимпия". Сайт uc.kr.ua/fresh/1002/)

…Осенью 1981 года музыканты выступают с концертами для рыбаков, моряков, пограничников Дальнего Востока и Камчатки в составе седьмой экспедиции ЦК ВЛКСМ на агиттеплоходе "Корчагинец", куда приходит известие о присуждении участникам квартета звания "Лауреат премии Волгоградского комсомола"...
(Муниципальный струнный "Волгоград-квартет". Сайт gorkultura.volgadmin.ru/dks8.asp)

…1988 год — поездка во Вьетнам на теплоходе "Корчагинец". В составе группы — Татьяна Романова, ительменка, солистка "Мэнго"…
(Ительменский танцевальный ансамбль "Эльвель".
Сайт www.iks.ru/~nkp/arhiv/html_arhiv/2000/9/9_7.html
)

…Теплоход "Корчагинец", как комсомольская агитбригада, укомплектованная артистами, ходил по океану и швартовался к большим рыболовецким судам. Моряков перекидывали к нам в корзинах, они слушали концерт, а мы с Феликсом рисовали их портреты. За месяц точно полтыщи набросков сделали…
(Живописец Виктор Альшевский. Сайт http://www.sb.by/print.php?articleID=6346)

…Группу "Алиби" отправили на Камчатку в комсомольский агитрейс на теплоходе "Корчагинец". Поездка состоялась в ноябре, и музыкантам есть что вспомнить о Тихом океане, 8-балльном шторме, красной рыбе и вкусе водки ценой 50 р. А рыбаки траулеров, перед которыми "Алиби" довелось выступать, до сих пор, видимо, вспоминают песни чудиков, одетых в кеды и серую униформу с кабалистическими знаками на спине: в их забубенной жизни они были первыми громко каркающими воронами перестройки и гласности...
(Группа "Алиби" из г. Дубна. Сайт www.pripev.ru/Artist.asp?Id=128)

…Был активным участником комсомольско-молодежных программ (участие в плавании агиттеплохода "Корчагинец" в 1982 и 1989 годах)…
(Сергей Леонидович Семянников, поэт, член Союза писателей России. Живет в Челябинске. Сайт www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2824)

П. Печенкин, И. Городинский, Л. Катаев за границей на агиттеплоходе "Корчагинец"

П. Печенкин, И. Городинский, Л. Катаев
за границей на агиттеплоходе "Корчагинец"
1984
Фото с сайта abursh.sytes.net/Marginaly/photo/

…Милейший художник Саша, с которым мы вместе ходили в агитрейс на теплоходе "Корчагинец", кажется, был родом именно из Иркутска. Рисовал он пейзажи, синие и импрессионистские, которые мне очень нравились, но выцыганить хотя бы одну картину так и не удалось: по договору, всё написанное на теплоходе должно было остаться на стенах его актового зала…
(Сайт kizune.livejournal.com/71731.html)

...Летом 1979 года, после своего первого блестящего отчетного концерта, "Энер" на теплоходе "Корчагинец" совершил первую гастрольную поездку по советским островам Тихого океана...
(Ансамбль танцев народов Севера "Энер". Сайт www.ng.ru/culture/2000-01-18/7_ener.html)

...Потім був агітрейс ЦК ВЛКСМ по Тихому океану на теплоході "Корчагинец"...
(Київський композитор Олександр Спаринський. Сайт http://sparinsky.kiev.ua/differ2.htm)

...В художественном институте тоже был вокально-инструментальный ансамбль, где Виктор стал солистом. Вместе с ансамблем однажды летом Виктор побывал на агиттеплоходе "Корчагинец" с концертами для рыбаков и моряков на Курильских островах, в том числе и на острове Шикотан...
(О художнике Викторе Шульге. Сайт usva.org.ua/mambo3/)

...Первыми зрителями новой агитационно-художественной группы 18-го рейса агиттеплохода ЦК ВЛКСМ и Министерства рыбного хозяйства СССР "Корчагинец" стали в минувшее воскресенье гости клуба Дома культуры рыбаков "Ассоль".

Посланцы ЦК ЛКСМ Украины показали красочную, полную украинского национального колорита программу. В составе агитационно-художественной группы ветеран Великой Отечественной войны подполковник в отставке М. А. Роменская; вокальный дуэт — лауреаты республиканского конкурса О. Леднев и Л. Гримальская: артисты киностудии имени А. Довженко, лауреаты киевской городской комсомольской премии имени А. Бойченко — Заслуженный артист УССР В. Пащенко и Г. Болотов.

Порадует наших рыбаков и встреча со студентами Киевского института культуры имени А. Е. Корнейчука. Это ансамбль комсомольско-молодежной песни "Корчагинцы". Коллектив носит звание лауреата киевской городской комсомольской премии имени А. Бойченко. Он — лауреат фестиваля патриотической песни городов-героев СССР, почетный член агитпоезда ЦК ВЛКСМ "Ленинский комсомол". Художественный руководитель ансамбля — Н. Красницкий, автор песен — молодой украинский композитор А. Спаринский.

Свою программу агитационно-художественная группа посвящает 60-летнему юбилею СССР. 3 сентября ожидается отход "Корчагинца" в Беринговоморскую экспедицию...
(Сайт sparinsky.kiev.ua/differ3.htm)

...В 1982 году ансамбль на агиттеплоходе "Корчагинец" проехал от Владивостока до Петропавловска-Камчатского, дал 23 концерта перед рыбаками в открытом море...
(Об ансамбле скрипачей НГТУ, Новосибирск. Сайт culture.nstu.ru/site/collectives/scripaci.html)

...Много лет назад в этот день меня принимали в пионеры. И не где-нибудь, а на славном агиткорабле "Корчагинец", бороздившем в 80-е прибрежные камчатские воды и радовавшем детвору, не избалованную "совковыми" развлечениями. С борта этого, без сомнения, славного БАТМа сошло множество поколений новообращенных пионеров и октябрят, потрясенных грандиозностью обряда и просмотром неведомого рядовому советскому ребенку буржуйского мультика "Том и Джерри". (Был в кают-компании "Корчагинца" редчайший по тем временам видеомагнитофон и множество кассет с заграничными мультфильмами.) Тогда в далеком 1983-м счастливчики из нашего 3-го "А", удостоившиеся чести быть принятыми в пионеры на борту "Корчагинца", на следующий же день, 23 апреля, все как один слегли с ОРЗ — переполненные впечатлениями, уже спустившись с борта дивного агиткорабля, мы горланили "Взвейтесь кострами!" и шли нараспашку навстречу нежаркому апрельскому ветру...
(Автор неизвестен. Сайт aqua.vulcan.ru/wl/)

...Театр "СОФИТ" принимал участие на агиттеплоходе "Корчагинец" в г. Петропавловске-Камчатском...
(О театре "Софит". Сайт http://teatrsofit.narod.ru/vistupl.htm)

 

Обложка буклета

Обложка буклета
1984

Некоторое представление о порядках, царивших на "Корчагинце" во время агитрейсов, даст случайно сохранившийся буклет, изданный штабом судна в 1984 году.

Текст буклета:

"Корчагинец" — это встречи с интересными людьми:

Ветеранами ленинской партии и комсомола, героями войны и труда.

Корреспондентами АПН и ТАСС, журналистами молодежных изданий, радио и телевидения.

Сотрудниками музеев, художественных галерей, выставочных залов страны.

Ведущими учеными и специалистами институтов АН СССР, всесоюзных центров и лабораторий.

Чемпионами мира и Олимпийских игр, членами сборных команд Советского Союза.

"Корчагинец" — это:

Киноконцертный зал, где вы услышите лекции по актуальным вопросам международной политики, героической истории КПСС, Советского государства, Ленинского комсомола. Вы увидите увлекательные представления с участием известных мастеров сцены, профессиональных, самодеятельных коллективов и исполнителей. Перед вами выступят лауреаты комсомольских премий, областных, республиканских, всесоюзных и международных конкурсов. Современные средства телевидения перенесут вас на концерты и представления советских и зарубежных исполнителей, здесь вас познакомят с новинками киноэкрана, пригласят на дискотеку.

 

На "Корчагинце" — для вас:

Библиотека, где проводятся книжные выставки, литературные вечера, встречи с художниками, писателями, лекции по литературе и искусству. Периодическая печать познакомит вас с последними новостями политической, экономической и культурной жизни; специалисты окажут квалифицированную помощь.

Спортивный зал, где можно помериться в силе, ловкости, стать участником волейбольных и баскетбольных первенств, теннисных матчей, соревнований по стрельбе из пневматической винтовки, эстафет.

Кабинет комсомольской работы — место обмена опытом работы комсомольских организаций, комсомольско-молодежных экипажей. Здесь можно получить методическую литературу, материалы и консультацию по оформлению наглядной агитации, стенной печати, прослушать беседы по актуальным вопросам комсомольского строительства.

 

На борту "Корчагинца" — к вашим услугам:

Студия звукозаписи, где вы можете записать родным и близким звуковое письмо, пополнить свою фонотеку, получить необходимую консультацию.

Книжный киоск с новинками отечественных и зарубежных издательств по различным отраслям знаний, литературе и искусству. Здесь можно оформить заказ на интересующие вас издания через магазин "Книга — почтой".

Зал игровых автоматов, где можно увлекательно провести время.

Всем! Всем! Всем!

Через "почтовый ящик" "Корчагинца" вы можете обратиться с интересующим вас вопросом в любую организацию и получить ответ через специальные выпуски газет Дальнего Востока, которые доставит вам наш агиттеплоход.

 

Желаем вам приятного отдыха на нашем теплоходе.

Будем рады новым встречам.

Счастливого плавания вам, дорогие наши товарищи рыбаки, богатых уловов, новых трудовых побед, крепкого здоровья, большого личного счастья!

Свои пожелания о работе судна вы можете записать в книге отзывов, которая находится в кабинете комсомольской работы.

 

Штаб агиттеплохода "Корчагинец".

 

Уважаемые участники агитрейса!

Ознакомьтесь с нашими правилами.

 

Вам необходимо:

Изучить и строго выполнять расписание по тревогам, вывешенное над койкой.

При объявлении по трансляции и звуковыми сигналами учебных тревог (кроме шлюпочной) немедленно собраться в киноконцертном зале в теплой одежде и со спасательным жилетом. Каюты во время тревог должны быть открытыми.

 

Наш судовой распорядок дня:

На берегу: подъем в 7.00; завтрак с 7.30 до 8.00; обед с 12.00 до 13.00; ужин с 17.00 до 18.00; отбой в 23.00.

В море: завтрак с 7.30 до 8.00; обед с 11.30 до 12.30; дневной чай с 15.30 до 16.30; ужин с 19.30 до 20.30.

 

Режим вашей работы определяется ежедневным планом. План вывешивается в вестибюле.

Просим вас:

Бережно и экономно расходовать пресную воду, помнить, что ее запас на борту ограничен.

Поддерживать чистоту в каютах, порядок, исправность оборудования, инвентаря.

Пользуясь туалетами и душевыми, не бросать в системы бумагу, тряпки и другой мусор.

Рассчитаться после окончания рейса за питание со вторым помощником капитана, сдать каюту четвертому помощнику капитана.

 

Категорически запрещается:

Во время шторма выходить на открытые палубы.

При производстве швартовных и грузовых операций находиться в зоне производства работ.

Заходить в рулевую рубку, машинно-котельное отделение, другие служебные помещения; манипулировать выключателями, клапанами, вентилями и другими приборами.

Курить в не предназначенных для этого местах, распивать спиртные напитки.

Находиться в столовой, кают-компании, зале игровых автоматов, в вестибюле в спортивной одежде.

 

Вы имеете право:

Пользоваться санитарно-гигиеническими помещениями, спортзалом, библиотекой, судовыми ларьками согласно расписанию их работы.

Давать личные и служебные радиограммы после утверждения их капитаном.

 

Справочная информация:

Смена постельного белья производится 1 раз в 10 дней, одновременно устраивается для всех находящихся на борту банный день.

Из лиц, проживающих в каюте, назначается старший, отвечающий за порядок и чистоту, за сохранность оборудования и инвентаря.

Уборка кают производится обслуживающим персоналом 1 раз в сутки до 10.00.

Администрация судна совместно с судовым врачом ежедневно производит обход всех жилых и служебных помещений для контроля за их чистотой и исправностью оборудования.

Желаем вам успешной работы в агитрейсе. Счастливого плаванья!

Штаб агиттеплохода "Корчагинец".

"Корчагинец" — первый в стране агитационно-пропагандистский теплоход. Его название олицетворяет верность всех поколений Ленинского комсомола жизненной позиции и идейной устремленности легендарного героя-борца, комсомольца и коммуниста писателя Николая Островского.

Почетный заказ ЦК ВЛКСМ по созданию агитсудна выполнен на базе Петропавловской судоремонтной верфи имени В. И. Ленина. В свой первый рейс "Корчагинец" вышел 11 апреля 1981 года.

 

О судьбе работников отдела модернизации флота

Начальник отдела Олег Степанович Подоспеев много лет работал в проектных организациях и скоропостижно скончался в апреле 2006 года.

В этом же году не стало В. Н. Александровой.

Д. Г. Боровиков умер раньше.

А. В. Кретов скончался от инфаркта в возрасте 30 лет в 1982 году.

А. А. Филиппов живет в городе Уфе, изредка навещает Камчатку.

В Петропавловске живут и работают А. В. Авдашкин, О. Н. Максименко, С. В. Приходько, Л. Н. Дмитриева, Г. К. Курин, Ю. О. Антонов и я.

Вроде бы не уезжали с Камчатки, но потерялись Е. В. Давыдова и Т. В. Крылова.

Мой однокашник В. П. Сорокин исчез где-то на просторах бывшего СССР.

 

В. А. Семенов.
Декабрь 2006 г.
Публикуется впервые.

ОТ АВТОРА. Статья была написана и опубликована на сайте в декабре 2006 года. А в феврале следующего, 2007 года бывший мой коллега А. В. Авдашкин принес еще некоторые интересные материалы об агиттеплоходе. Читайте их в статье "История «Корчагинца» (продолжение)".