Камчатский край, Петропавловск-Камчатский — краеведческий сайт о Камчатке

Макаров Степан Осипович (биография)

Макаров Степан Осипович

Макаров Степан Осипович (1849–1904), мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, флотоводец, океанограф, изобретатель, исследователь Арктики и Тихого океана, вице-адмирал.

Потомственный моряк. После окончания морского училища в Николаевске-на-Амуре ходил на судах Тихоокеанской эскадры в дальневосточных морях, затем в Атлантике. С 1869 года работал над проблемами непотопляемости и живучести кораблей. Во время русско-турецкой войны (1877–1878) впервые успешно применил миноносные корабли и торпедные катера, первый использовал самодвижущуюся торпеду. В начале 80-х годов XIX века провел океанографические наблюдения в проливе Босфор, обнаружил в нем два противотечения.

В 1886–1889 годах, командуя корветом "Витязь", совершил кругосветное плавание, во время которого провел океанографические работы в северной части Тихого океана. Он определил положение и характер межпассатного противотечения, выяснил, что теплое течение Куросио не имеет четкой восточной границы, описал важные черты гидрологии Берингова и Охотского морей, в том числе "холодные пятна" (понижение температуры поверхностных вод в отдельных акваториях).

Созданный Макаровым в 1890-х годах бронебойный наконечник значительно увеличил пробивную силу артиллерийского снаряда. Во главе Средиземноморской эскадры в 1894–1896 годах выполнил морской поход на Дальний Восток, детально исследовал пролив Лаперуза. После перехода Тихим океаном к берегам Северной Америки, через США проехал к побережью Атлантики и морем вернулся на родину, завершив свой второй "обход" земного шара.

В 1897–1898 годах вместе с Д. Менделеевым, тоже активным сторонником освоения Арктики при помощи ледоколов, спроектировал мощный ледокол "Ермак" и лично руководил его постройкой. Весной 1899 года перегнал ледокол из Ньюкасла в Кронштадт, а затем в Ревель (Таллинн) и с его помощью освободил из ледового плена 29 пароходов. Летом совершил на "Ермаке" два пробных арктических рейса, во время второго проник во льды к северу от архипелага Шпицберген до 81° 21′ с. ш. В этом плавании доказал, что таинственная "земля Джиллиса" — один из огромных ледяных айсбергов с плоской поверхностью, которые дрейфуют из Северного Ледовитого в Атлантический океан. В конце 1899 года был назначен военным губернатором Кронштадта. После капитальной перестройки носовой части "Ермака" ходил на нем летом 1901 года в Баренцевом море, в очень тяжелых ледовых условиях дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и к северо-западному берегу Новой Земли. В русско-японскую войну командовал Тихоокеанским флотом, погиб при взрыве мины на флагманском броненосце "Петропавловск".

Именем Макарова названы 17 географических объектов, в том числе остров в Карском море, бухта на острове Итуруп (Курильская гряда), горы на Шпицбергене, два мыса на Новой Земле, котловина в центре Северного Ледовитого океана, город на Сахалине.

 

Публикуется по полярной энциклопедии школьника "Арктика — мой дом",
том "История освоения Севера в биографиях знаменитых людей"
(М., 2001).